Что значит "работать над собой"? Комментарий О.В. Стеценко


Я сегодня обратился к Олегу Викторычу (Стецу) с просьбой разложить смысл работы над собой в несколько пунктов. Чтобы было не как в книгах и документах, а простым языком. К этой мысли меня подтолкнула Лариса, за что ей большое спасибо! Стец, конечно, не отказал мне в этом. Ниже предлагаю мой вопрос и его ответ. Поскольку он ААшник, в его объяснениях мелькает понятие Бог. Но это необязательный пункт, если кто-то является ярым атеистом. Речь может идти о Высшей Силе. О чем-то таком, благодаря чему наше злосчастное человечество до сих пор живо. Это может быть Бог, Судьба, Мироздание или просто ВС, это неважно. Просто человеку, бросающему пить, нужен авторитет, нет, вот так — Авторитет и Помощник. Поэтому программа АА помогает всем (если они этого хотят, конечно) — православным, протестантам, мусульманам, иудеям и кому бы то ни было другому, вплоть до атеистов (всем понятно, что атеисты точно так же верующие. Верующие в то, что Бога нет. И вера их крепка :) ). В общем, читайте и давайте обсудим этот очень важный для нас вопрос — как нам подняться над зависимостью.

Мой вопрос:
"… Олег Викторович, здравствуйте!
Вы можете в нескольких словах объяснить все пункты работы над собой? Как менять сознание, на что делать упор? Какие-то четкие рекомендации (если их вообще можно дать в таком случае), ну вроде таких: «Руки на ширину плеч, руки на пояс. Наклоны в стороны делай раз!.. два!..» Я знаю, что у вас получится лучше, чем у меня, кратко изложить эти пункты. Мне иногда приходится давать совет, с чего начать трезвость. Но я, сам вроде следуя Вашим советам, не могу нормально объяснить, как я это делаю. И потом, я помню, что личный опыт не всегда помогает. Нужно лишь вектор указывать. А просто указать вектор у меня не очень-то выходит. Пожалуйста, назовите основные пункты работы со своим сознанием. С чего начать и чем продолжить.
И, спасибо за мою трезвость! Ваша книга сделала-таки невозможное. С помощью ребят, конечно..."

А вот его ответ:
"… Все не так просто… «руки на ширину плеч», тут не сработает :-)

Если коротко, то это 12 шагов АА.
1 шаг- начать анализировать свои мысли на основании того, что я в них сомневаюсь. Не все, что я думаю правильно потому, что это думаю я. (признать бессилие)
2-3 шаг — выбрать себе что-то, во что я буду верить без сомнения, без доказательств, без анализа. Он должен быть не я. После чего я полагаюсь только на Его волю и мнение. Там возникает вопрос, как узнать волю божию? Но это решается тем, что когда ее ищешь, она находится. Понятно, что СМСки не приходят :-), но Он общается со мной через людей, а когда я начинаю спрашивать у всех совета, я нахожу тех, кому начинаю верить.
4-5-6-7 шаг — только теперь я могу пересмотреть свои ценности и приоритеты, пытаться не подчиняться тому, что велит мне болезнь. При этом 4 шаг очень важен, потому, что на «само собой разумеется» это делать нельзя. Я же признал бессилие! (четвертый шаг: Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения).
8-9 шаг — Только после этого я могу пытаться «раздать долги». Т.е. не умственно, а физически пойти ногами и отдать деньги, починить диван, извиниться. И при этом не ждать благодарности.
И вот тут начинается самое интересное — продолжать анализ. Понимая, что каким бы я сейчас не был чистым и блестящим, болезнь никуда не делась, продолжает пытаться захватить мои мысли, прорастая в них.
Ну и 12-й — начали помогать другим.
12-й многие называют самым важным, хотя трудно сказать, какие не важные.
Как именно это все делать, где и с кем — дело выбора. Найти других алкоголиков не сложно. Найти человека, которому я бы мог рассказать о том, какой я монстр тоже можно, Не рекомендуется это рассказывать родным или близким, пожалейте, им будет страшно, но есть священник, есть врач, психологи.
Ну, и есть просто группа АА. где можно быть честным, ничего не объяснять на пальцах не получать «умных» советов, вроде «ты держись!»
*
Делиться личным опытом нужно. Только это и помогает.
Алкоголики, как дети, очень тонко чувствуют ложь. Поэтому рассказывать, «как правильно» не нужно. Это сразу превращает беседу в комсомольское собрание «вы пойдите и совершите подвиг во славу нашей ячейки, а мы пойдем на банкет по этому поводу».
Нет, тут так не пройдет. Я могу рассказать только о себе. «Правильно» это будет или нет. Я не буду соблюдать психологические приемы или учитывать деонтологию. Я просто расскажу. Это может выглядеть неприглядно, это может показаться непонятным, может еще как-то. Ну, тут уж, знаешь, как есть.
— если ты действительно ищешь помощь, я буду одним из сотен, к кому ты подойдешь, так что моя крупица не так уж и важна.
— я не знаю, как именно это подействует на тебя. Возможно, что после этого ты пойдешь пить, но потом, лет через 10 вспомнишь и что-то изменишь. Я не жду результата. Я просто делаю все честно, а там — как будет.
— я это делаю для себя. Мне для того, чтобы оставаться трезвым, нужно это рассказывать. Пока я говорю, я думаю. Значит, чем больше я буду говорить, тем мне будет легче. Поэтому я не жду благодарности, а, наоборот, благодарен тому, кто меня слушает.
*
Поверьте, неказистый но честный рассказ гораздо ценнее, чем «правильные слова», произнесенные с натянутой улыбкой усталой психологини..."

33 комментария

bender670
У кого будут вопросы — добро пожаловать! Кому все понятно — тоже заходите на обсуждение :)
Elvira
Знаешь, может не в тему немного. Сегодня просто вопрос возник. У меня бывает так, например вчера было, не хочется ни с кем общаться вообще, и на форуме разговаривать в частности. Хотя скорее бывает, что тему алкоголизма сложно каждый день обсуждать. Хочется легкости и позитива. И вот что это — надвигающийся срыв или просто уход в себя? Короче, нормально или нет не хотеть на форуме общаться. Или в каждый такой уход стоит себя заставлять?
bender670
нормально или нет не хотеть на форуме общаться
Эля, если тебе обычно было здесь интересно и комфортно, а потом вдруг все стало «скучным», «серым» и «здесь один алкоголизм, а хочется позитива», то скорее всего тебе надо прислушаться к себе, своим мыслям. У тех же ААшников есть примета — если расхотелось идти на собрание, то надо БРОСИТЬ ВСЕ И ИДТИ НА СОБРАНИЕ. Это значит, что болезнь уже запускает какую-то свою программу очернения окружающего мира. И тебе ни в коем случае нельзя ей подчиняться. Анализируй свои мысли. Этого она отнять у тебя не может.
Elvira
Вот же гадство. Мой внутренний алкоголик опять что-то задумал. Мне нравится быть трезвой. Не буду пить. Я себя уважать перестану. Хотя в последнее время уже и в зал лениво ходить. Точно что-то не то. Не сдамся ни за что
bender670
Точно что-то не то
Ты сама видишь. Когда трезвая жизнь становится «серой и скучной» и ничего не хочется — надо беречься вдвойне и быть крайне внимательным. Ну и опять же, простыми размышлениями опровергать эти потуги болезни в том плане, что трезвая жизнь кайф, а вот бухабельная жизнь — скука смертная: одно по одному.
kit
Эльвира, мне эти колебания знакомы. Они были и при выпивании. Я их пивком глушила. Когда неохота ничего делать, особенно легко сорваться. Раз у тебя такая фаза сейчас, будь вдвойне внимательна к питейным мыслям. Держи на голове ответ 'никогда и ни при каких обстоятельствах!'. Возможно, имеет смысл снизить нагрузки в зале. Тебе почему туда расхотелось? Обычно не хочется слишком напрягаться. Вот лучше пойти и сделать половину или всего четверть, чем не пойти совсем или гнать себя насильно. Если дома пообещать себе сделать в зале всего четверть упражнений и потом салаты с соком, то в зале может вдруг захотеться побольше позаниматься))
Elvira
Сегодня заняла себя по самое не балуйся:) уже вечер, а дела еще есть. Мне кажется, что все-таки бывает усталость и надо просто полежать и потупить. Тем более у меня так получается раз в квартал наверное:) насчет зала — не знаю даде в че дело, сейчас сяду анализировать
george13
Когда неохота ничего делать, особенно легко сорваться.
Я в такие дни стал всё бросать и переключаться на что-нибудь другое. Лучше просто куда-то сходить, или в инете посидеть, или кино, в общем отдохнуть.
Сегодня заняла себя по самое не балуйся:) уже вечер, а дела еще есть.
Помни, что алкоголик начинает грузить себя работой, такая уж у нас психика, а это может привести к срыву.
kit
Вот совершенно согласна. Когда ничего не охота, не надо сразу активно с этим бороться. И полежать и потупить можно и нужно гораздо чаще, чем раз в квартал))) Ну не охота, ну вяло как-то всё. Но это не смертельное состояние и нет необходимости его срочно исправлять а тем более снимать. Главное алкоголем не начать снимать!
MariaS
и я подписываюсь. Вот точно так же, когда органризму надо было потупить, я себя загоняла, думала, это слабость, и все это заканчивалось тяжёлыми срывами.
kit
Я и сейчас стесняюсь тупить и ничего не делать. Стараюсь эти состояния сократить, а то потом совесть гложет. Но можно же уговорить себя на какое-то мелкое дело. Тогда и совесть заткнётся))
bender670
на голове
:) Девушки, пользуйтесь компьютерами вместо телефонов. Хотя так веселей, конечно.
kit
Да уж)) 'на готове' хотела написать. Надо бы этот корректор отключить. Но он у меня тогда во всех языках отключится, а там он мне очень нужен.
Elvira
У меня комп рабочий, не хочу палить историю браузинга. Спасибо всем большое за советы. Я пока обдумываю свои эмоции. Хотя абсолютно уверена, что это зависимость. Только пока не понимаю, что именно происходит. Пить не буду, не беспокойтесь
kit
Возможно, у тебя происходит то, что у многих долго не павших, но в ускоренном варианте. Ты очень бодро и весело начала не пить, что очень хорошо. А сейчас подпитка от первых успехов закончилась и появилось состояние 'ноль'. Это не минус и не плюс. А привычки к нулю нет. И он кажется непорядком. Главное не беспокоиться слишком сильно и не менять состояние 'любой ценой'. Мы, начинающие трезвенники, народ пугливый. Можем и выпить от испуга. Этот ноль пройдёт. Нужно немножко времени.
Elvira
А ведь точно, Катя! Это просто никак, т.е. ноль. Выдыхаю и продолжаю жить:)
george13
Когда неохота ничего делать, особенно легко сорваться.
У меня большинство срывов так и было. Весело ли, грустно ли, главное, что ничего не хочешь делать. Для меня это ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК.
george13
Я полностью согласен
sova
Вопрос: как отдать долги людям, которые пострадали от твоего алкоголизма, но найти ты их не можешь? Хоть и хочешь… Ведь дело было лет 15-20 назад.
bender670
но найти ты их не можешь?
Оль, если нет НИКАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ это сделать — постарайся отдать этот долг другим людям. Своей заботой, помощью, поддержкой в трудную минуту. Главное, чтобы ты сама почувствовала, что долг отдан.
У меня тоже остались долги, которые я не мог отдать физически. Я отдавал их помощью другим людям. И потом, сейчас такое время, что найти можно кого угодно, было бы желание.
Rediska
Валь, спасибо за блог. Как всегда всё вовремя.
MariaS
спасибо! очень полезно, по пунктам легче ориентироваться, буду стараться. У меня в мыслях полный разброд, мне как раз надо из систематизировать.
bender670
Вам спасибо, девчонки! :)
Благодаря вам я тоже трезвею.
Lara-75
Сложно все осознать. Про шаги немного понятно. Нужно несколько раз прочитать и законспектировать свои последующие шаги. Единственное про долги и извинения. А если некому говорить, потому что не обижала никого. Может только перед родителями что огорчала их когда они меня видели выпимши! Вроде не тупая. Но вникнуть сложно.
bender670
про долги и извинения. А если некому говорить, потому что не обижала никого.
Конечно, перед родителями. Если ты была с ними в посредственных отношениях, самое время попробовать наладить их, чтобы между вами не было напряженности. Если же ты с ними в хороших отношениях, извинись перед собой. Ведь ты себя обездоливала в первую очередь. Ты, бухая, ставила себя в нижний социальный ряд. Ведь правильно сказала твой психотерапевт — выпивая, человек резко ограничивает свои желания и возможности, сознательно притупляет свой разум и стремится только к низшим желаниям. Чем не плебейство? Сейчас ты хочешь стать другой, вот и извинись перед собой за то, что часть своей жизни ты «протупила», отняла её сама у себя. Главное ведь, чтобы ты поняла — ты свободна от пьяных долгов. Не только финансовых, но и моральных. Как только ты поймешь, что чиста перед людьми и собой, можно двигаться дальше.
bender670
Но вникнуть сложно.
Лара, я всегда готов тебе объяснить непонятное. Ничего космически сложного в этом нет. Просто с непривычки задаваться такими вопросами действительно нелегко. Видела бы ты меня почти четыре года назад, когда я только-только начал делать первые шаги в трезвость! Например, на слова «надо изменить свое отношение к алкоголю», я смотрел как баран на новые ворота (не устану это повторять, потому что именно так и было :) ). Как менять? Какое, нафик, отношение?..
Но потом все встало на свои места. Было бы желание. И ты все поймешь, я обещаю. Только не переставай желать освободиться.
Комментарий был удален
bender670
Ребята, вот нашел свежее у Стеца, его ответ на вопрос одной девушки. Понравилось мне.

Юли написала:
Добрый вечер доктор.я выпиваю редко но прилично.не до свинячего визга как в молодости прилично. научилась слегка тормозить. никогда не похмелялась но опцестетный синдром присутствует.слёзы стыд за себя.чтобы это проходило не так ярко принемаю гидозепам последние лет пять потом к нему не притрагиваюсь до следующего пития спиртного.это не нормально мне кажеться но мне так гораздо легче.и что самое ужасное что говорю с подругам по телефону и наливаю себето есть кампания п телефону и пью в одиночку.это бывает редко но бывает.вопрос что дальше.

Стец ответил:
Дальше будет хуже. Но постепенно. Болезнь развивается медленно, годы, десятилетия и это очень плохо, потому, что сам больной не видит динамики, К тому же, постоянно изобретая новые «оправдания».
Странно то, что для оправданий пьянства больные используют «научную» терминологию, хотя часто и невпопад: «стрессы» «повышенная базальная тревожность» «уровень серотонина», а для оправдания похмелья какие-то народные, не всегда нормативные слова «не пью как свинья» (свиньи не пьют алкоголь) «я не синька..» и пр.
Рано или поздно, но похмелье будет настолько тяжелым, что вам придется комбинировать транквилизаторы с алкоголем. Вам это очень понравиться, что убедит вас в том, что врачи все сволочи, врали, что это вредно только для того, чтобы вам запретить получать настоящее удовольствие. Да и, вообще, весь мир против вас, даже подруги не хотят с вами общаться, когда вы пьяная, а ведь жизнь такая тяжелая! такие стрессы! такое напряжение!!! ну и т.д.
Постепенно будет прогрессировать энцефалопатия, так что способность делать логические заключения будет снижаться, что предоставит вам возможность быть всегда уверенной в своей правоте, исключительности и незаурядном уме. Это создаст еще одно оправдание агрессивного мира — вам просто завидуют.
Ну и так далее. Одним словом, пить придется не для того, чтобы было хорошо, а для того, чтобы не было так ужасно.
Так что ваша жизнь превратиться в ад, но двери в ад закрываются изнутри. Никто никого там на сковородки не сажает, сами садятся, орут и объясняют, почему нужно сидеть. А черти только смеются (а что им еще делать? с их то моралью) и подкидывают полешки.
*
Теперь вы хотите спросить: — ну, хорошо, а что делать? Не бросать же пить навсегда!
На что я могу ответить только одно: — если бросать, то навсегда, хотя это дело выбора. Вы должны сами выбрать свой путь.
kit
Очень здорово.
bender670
здорово.
Ага, Кать, очень логично и просто, словно для энцефалопата рассказал :)
pobeda13
Отличный ответ дал Стеценко. Двери в ад закрываются изнутри. Именно так. Всё очень просто, открывай и живи!
Dmitry
Стец — красавчик)
опцестетный синдром — )))
bender670
Вот вам кусочек зимы напоследок :) Пол-часа назад снимал из окна квартиры.